8 (800) 775-04-74
Бесплатная горячая линия
Приглашаем на бесплатные мастер-классы и тест-драйв!
Вы сможете провести тест-драйв любой интересующей вас модели, попробовать её на различных типах ткани, а также бесплатно провести настройку и пусконаладку, и разобрать все ошибки эксплуатации, что в дальнейшем повлияет на срок службы выбранного товара!
Каталог товаров

info-icon

Поиск

Как немецкие машинки завоевали мир?

Многие эксперты в мире швейных машин удивляются, каким образом немецкие фирмы умудрились сыграть главную роль в развитии швейного машиностроения во второй половине 19-го века и в 20 веке. Как у них получилось обогнать экономического лидера того времени – Великобританию?

Действительно, в первой половине 19 века Германия была аграрной территорией. Вплоть до 1848 года у них процветало крепостное право. Да и в целом, Германия была представлена большими и маленькими государствами и не являлась цельной страной. Самой крупной территорией было королевство Пруссии. Остальные королевства: Бавария, Саксония и Вюртемберг, были в 10 раз меньше, как по территории, так и по населению.

карта государств 19 века

Временная победа мартовской революции 1848 года в Баденском герцогстве, а также на других немецких землях, привела к созданию общегерманского парламента, отмене крепостного права, принятию конституции и поспособствовала объединению разрозненных частей Германии. Правда, уже через год прусский король Фридрих Вильгельм IV разогнал общегерманский парламент и подавил республиканские восстания в Саксонии и Южной Германии. Можно сказать, что именно тогда и началось буржуазное развитие немецких государств.

Целых двадцать лет в Германии царствовала «эпоха грюндерства». В этот период грюндеры – руководители промышленных компаний, богатели не по дням, а по часам. Все это происходило из-за стремительного развития капиталистического способа производства в Центральной Европе. Начало производства тяжелой промышленности в стране, прежде всего – машиностроения, зародилось во время длительных, ярких и победоносных войн Пруссии против Дании, Австро-Венгрии и Франции.

Январь 1861 года стал переломным моментом в истории Пруссии. Король Фридрих Вильгельм умирает, и на престол восходит его брат, Вильгельм I, ставший впоследствии первым императором Германии. В правительстве также появился и бывший помещик Отто фон Бисмарк, который прошёл путь от министра-председателя до министра иностранных дел Пруссии. Именно этому политику удалось возвысить Германию и стать одной из самых неоднозначных фигур в Мировой истории.

В 1867 году образовался Северо-Германский союз, через некоторое время к нему добавились и южные государства. Это способствовало тому, что уже через 3 года разрозненная Германия стала Германской империей.

Одержав победу над Францией, Германия не только получила Франкфуртский мир и укрепила свое могущество, но и получила 5 миллиардов франков репараций и пограничные с Францией земли. Именно благодаря колоссальному притоку французских денег, промышленность Германии смогла сделать новый рывок. Правда, этот фактор сыграл злую шутку с грюндерами, т.к. буквально каждый предприниматель мог без проблем взять кредит на развитие своего производства на максимально выгодных условиях, не все получили то, что им обещали.

правитель

Кроме тяжелой промышленности, в 1850-1870 годах, в Германии активно развивалось производство тканей и готовой одежды. Вся Европа и США стояли на ушах из-за сотни владельцев швейных фабрик, которые искали необходимые средства производства швейных машин. Стоит отметить, что за счет активной военной позиции Пруссии, уровень необходимости пошива военной одежды был очень высоким.

Изначально, немецкие швейные фабрики закупали машины из Америки, преимущественно конструкции «Whееlеr&Wilsоn» и «Singer». Первые поставки прибыли в страну в 1853 году. Мало того, что они были дорогими и ненадежными, дополнительные неудобства доставлял и тот факт, что в стране совершенно отсутствовали профильные специалисты. В связи со всеми вышеописанными обстоятельствами, в Германии начали появляться немецкие фирмы по производству швейных машин. Сначала компании выпускали технику по американским образцам, а после начали создавать и собственные конструкции. За десять лет этой практики, появились более сотни специализирующихся на производстве швейных машин компаний. Это было намного выгоднее, нежели покупка американской продукции. Дополнительный бонус – немецкие производители могли обеспечить покупателей запасными частями и были готовы учить людей основам обслуживания швейных машин. Все это подкреплялось тем, что качество получаемой продукции не только не отличалось от зарубежных аналогов, но и иногда превышало в разы!

Таким образом, в Германии образовались десятки городов и областей, где начали заниматься производством швейных машин. К примеру, Билефельд на северо-западе, Кайзерслаугерн и Карлсруэ на юго-западе и Дрезден, Альтенбург, Заальфелм, Лейпциг на востоке страны. Такой подход эксперты объясняют развитой легкой промышленностью в этих регионах. Во второй половине 19 века регистрируются десятки, сотни, фирм швейного машиностроения. Многие, конечно, не дожили до наших дней, но те, кто справился со всеми трудностями, сейчас являются крупными корпорациями. К примеру, «Koch&Co. (Adler)», «Duerkopp&Schmidt», «Baer&Rempel (Phoenix)», «Hengstenberg&Со. (Anker)» из Билефельда, «Haid&Neu», «Junker&¬Ruh», «Gritzner» из Карлсруэ, «Pfaff» и «Кayser» из Кайзерслаyreрна. «Clemens Mueller» и «Seldel&Naumann » из Дрездена, «Неrman Koehler», «L. О. Dietrich», «Gustav Winsеlman» из Альтенбурra и многие другие.

Так как в этой области было очень высокая конкуренция, предприниматели лезли из кожи вон, что бы повысить качество своей продукции и разработать идеальную конструкцию швейной машины. Старания немецких производителей увенчались успехом. К началу 20 века с «Singer» могли конкурировать только умельцы из Германии. Машины из других стран Европы, а также из Японии, не шли ни в какое сравнение с немецкими швейными машинками. Дополнительным стимулом к развитию немецкого машиностроения послужило принятие правительством заградительных импортных таможенных пошлин на пшеницу, хлопчатобумажную пряжу и железо.

машинка конструкции whееlеr wilsоn

Конечно, следующие двадцать лет в Германии были не совсем стабильными. Подъем сменялся резким спадом, кратковременными кризисами перепроизводства, а также концентрацией промышленности. Такими темпами, Германия (в плане экономики) обогнала Францию и практически догнала Великобританию. С 1880 по 1912 год уровень внешней торговли поднялся в четыре раза! Благодаря стараниям немецких изобретателей, механиков, предпринимателей, за несколько десятилетий швейное машиностроение Германии стало экспортно-ориентированной отраслью. Новых фирм на рынке машиностроения в это время уже не было, но, тем не менее, конкуренция не ослабевала, а наоборот обострилась до максимума. Как уже говорилось, не всем компаниям удалось дожить до нашего времени – многие сошли с дистанции еще в конце 19 века.

Как известно, 20 век принес Германии серьезные испытания: поражение в Первой мировой войне, гигантскую гиперинфляцию, обесценивание марки в миллиарды раз и огромные операции в 132 миллиарда марок. Всё это подорвало силы многих промышленных компаний, в том числе и фирм швейного машиностроения. К тому времени, в политической жизни Германии тоже случились явные перемены: к власти в империи пришли фашисты. В силу активной подготовки к военным действиям, тяжелая промышленность в стране совсем зачахла: подъем производства, который стабильно развивался около 10 лет, сменился глубочайшей мировой депрессией на многие годы.

Не успев выйти из кризиса, Германия вступила во Вторую мировую войну и потерпела сокрушительное поражение. Немецкая промышленность оказалась на грани уничтожения, а экономика империи попросту развалилась. Страна раскололась на два государства: Западную Германию, которая находилась в зоне оккупации союзников, и Германскую демократическую республику (ГДР), которая закрепилась в зоне ответственности СССР. Отметим, что экономика капиталистического государства отлично доказала свою живучесть: последствия войны, разрухи и оккупации в Западной Германии были пережиты во многом благодаря помощи американцев в рамках плана Маршалла в 1951 году. ГДР, в свою очередь, стала страной народной демократии, и, несмотря на протесты против социалистического строя, направилась верной дорогой.

Результаты не заставили себя долго ждать, те фирмы швейного машиностроения, которые остались на западе Германии, уже в 1950-е годы показывали более высокий уровень объемов производства, по сравнению с довоенным временем. С компаниями, которые остались на востоке, поступили другим способом – на их основе сделали народные предприятия, что сильно притормозило их рост. Воссоединение Германии случилось только в октябре 1992 года. И, конечно, разница между частями страны была просто колоссальной, как в экономическом развитии, так и швейном машиностроении.

Ни один швейный завод Восточной Германии не выжил. К сожалению, те условия, в которых машинным заводам приходилось работать, привели к тому, что с середины 1990-х годов, немецкие фирмы швейного производства не могли в полной мере конкурировать с азиатскими компаниями. Такое положение дел способствовало переносу производства в Юго-Восточную Азию, чем и воспользовались самые прозорливые предприниматели.

Стоит отметить, что в Германии за довольно короткий срок, несколько раз менялась валюта. В 1838 году большинство немецких государств присоединилось к Прусской монетной системе. Ее основой был талер, который содержал 15,7 г. серебра. После того, как образовалась Германская империя, талер сменила золотая марка. Она содержала около 0,358 г золота. Один талер равнялся 3 золотым маркам. Во время Первой мировой войны золотая марка стала бумажной, причем в 1918 году из-за гиперинфляции она обесценилась в миллиарды раз. В 1924 году в Германии ввели рейх марку, которая была равна золотой марке. Правда, в 1948 году она резко обесценилась и аннулировалась. 1949 год принес с собой в Западную Германию немецкую марку, а в Восточную просто марку. И только в 2002 году немецкую марку заменили на единую европейскую валюту – евро.

Возвращаясь к теме машиностроения, следует отметить, что в середине 19 века машиностроители были вынуждены уделять много внимания энерговооруженности свои заводов. А так как электричество в то время еще не использовалось в промышленных масштабах, приходилось придумывать альтернативные варианты. Очень часто с этой целью использовали энергию падающей воды. Стоит отметить, что в то время мельничные колеса, а затем и турбины, были основой многих крупных заводов. Они использовались для придания вращения валам главных передач. Правда, был один минус – энергия воды служила только тем предприятиям, которые стояли на берегах рек.

изобретение Джеймса Уатта

Кроме энергии падающей воды были также паровые машины. Это было изобретение Джеймса Уатта, которое он сделал в конце 18 века. С помощью энергии нагретого пара поршень цилиндра приходил в движение, его шток соединялся с шатуном, а уже через него с кривошипом и маховым колесом. От колеса передавалось движение к тому же главному валу цеха. Пар распределялся между полостями цилиндра и осуществлялся автоматически. С помощью золотника Уатт также ввел единицу энергии – лошадиную силу. Почему для энергетической единицы было выбрано такое странное название? Сейчас объясним.

В международной системе измерений, мощность выражают в ваттах. Один ватт равен 1КгМв секунду. Но это сейчас, раньше же мощность выражалась в лошадиных силах. Одна «конская» сила была равна 75 КгМ в секунду или 736,49875 ваттам. Но, как выяснилось, реальная мощность средней лошади меньше 1 л.с. Почему так сложилось? Первая паровая машина должна была стать заменой лошадям, которые работали на ней. Уатт получил заказ от пивоварни на паровую машину, которая должна была заменить лошадей, работавших на ней. Логично, что экономический эффект и гонорар изобретателя напрямую зависел от того, какое количество лошадей машина сможет заменить. В связи с этим хозяином пивоварни был разработан план, согласно которому, была выбрана самая сильная кобыла. Он заставил ее работать больше восьми часов подряд, практически без остановок. За этот промежуток времени лошадь успела накачать около 2 млн. кг. воды. Именно так и выяснилось: за одну секунду, в данных условиях, кобыла может поднять 75 кг. воды на один метр в высоту. Именно такое значение Уатт принял за одну единицу измерения мощности своей машины и назвал её лошадиной силой. Помня историю возникновения этой единицы измерения, не каждая лошадь могла показать такой же результат.

Конечно, ко второй половине 19 века конная тяга применялась не так уж и часто. Но оставалась также энергия человека, с помощью которой можно было привести в действие любой механизм. К примеру, педаль, на которую нажимал человек, работающий за машинным станком. Иногда для этого брали отдельных работников, детей или подростков. Это позволяло мастерам сосредоточиться на более точных и сложных операциях.

На небольших машиностроительных предприятиях в Германии, работу ножного привода использовали достаточно долго. Когда количество станков увеличилось, ножной привод заменили паровой установкой. И только тогда, когда люди открыли электричество, Германия смогла вывести свои заводы на новый уровень, снабдив их электрической энергией.